Версия сайта 2.0

Схема метро
Схема метро
80 лет в ритме столицы

Начиная с 15 мая 1935 года, с первого дня своей истории, метро живёт и развивается вместе с городом. Московский метрополитен – не только самый удобный и быстрый транспорт, но и настоящий символ столицы, история которого неразрывно связана с историей Москвы и её жителей.

В рамках празднования 80-летнего юбилея Московского метрополитена в течение последнего месяца прошло более двадцати праздничных акций и мероприятий для москвичей и гостей столицы.

Для удобства журналистов перед началом праздничной кампании была открыта единая аккредитация на все мероприятия, посвящённые 80-летию московского метро. Журналистам, заполнившим регистрационную форму на сайте метрополитена, выдавался бейдж, с которым посещение всех праздничных событий становилось возможным без дополнительной аккредитации.

Всего для участия в юбилейных мероприятиях было аккредитовано 364 журналиста из 59 средств массовой информации, в том числе - 20 зарубежных, которые представляли прессу из 15 стран. По итогам праздничной кампании было опубликовано более тысячи различных материалов в российских и зарубежных СМИ.

Специальный сайт www.mosmetro80.ru 8 апреля был открыт для информирования журналистов и пассажиров обо всех праздничных событиях. На сайте публиковались анонсы предстоящих, а также итоги уже завершённых мероприятий.

Социальная рекламная кампания, направленная на привлечение внимания широкой аудитории к празднику и формированию положительного образа метрополитена, была запущена 15 апреля. Всего в рамках кампании было размещено 692 плаката в метрополитене и на билбордах, установленных в городе.

На станции «Партизанская» в уникальном поезде - картинной галерее «Акварель» 29 апреля состоялась презентация новой экспозиции «Избранное из коллекции Московского музея современного искусства». Новая выставка приурочена к 80-летию Московского метрополитена и 15-летию Московского музея современного искусства (MMOMA). В торжественном открытии новой экспозиции принял участие директор MMOMA, Президент Российской академии художеств Зураб Церетели.

Особым вниманием со стороны пассажиров была отмечена необычная акция «Голоса метро», которая стартовала 1 мая и в этом году охватила все линии метро. Участниками проекта стали 24 известных российских артиста: актёры, музыканты и звезды телеэкрана озвучили объявления, которые транслируются для пассажиров в поездах метро.

Внимание молодёжи привлекла к себе и ещё одна акция, которая также была запущена 1 мая – интерактивная игра «Мобильный квест». Для участия в этой акции необходимо было установить на свой телефон специальное приложение «Мобильный квест», которое можно бесплатно скачать из Google Play или App Store. Участники игры должны были пройти один из трёх тематических маршрутов: «Станции, менявшие название», «Москва спортивная» и «Вдохновение в метро», каждый из которых включает пять вопросов. Участник, прошедший все три маршрута квеста быстрее всех и правильно ответивший на все вопросы, получит карту «Тройка» с безлимитным проездом в метро на целый год. Также будут выбраны победители по каждому маршруту, которые получат карту «Тройка» на 90 дней.

В вестибюлях 12 станций Кольцевой линии 5 мая были установлены специальные стенды для фотографирования с вырезом для лица, на которых изображены фигуры работников метрополитена. Любой пассажир представить себя в роли сотрудника метрополитена. Машинист, дежурный по станции, работник Службы пути и другие профессии Московского метрополитена были изображены в виде ростовых фигур. Пассажиры смогут найти «тантамарески» в вестибюлях при входе в метро вплоть до конца лета.

С 11 по 14 мая в Оздоровительном комплексе Московского метрополитена в Лесном городке прошла восьмая Спартакиада метрополитенов России. В этом году в Спартакиаде приняли участие команды из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Самары, а также представители компании «Аэроэкспресс». Всего в соревнованиях за звание самого спортивного метрополитена приняли участие более ста человек. Первое место досталось сборной команде Московского метрополитена, второе – метрополитену Санкт-Петербурга, а третье – Самарскому метрополитену.

Фотовыставка «Лица метро» 12 мая открылась на станции «Деловой центр». На выставке представлено 84 портрета работников различных служб и подразделений Московского метрополитена. Выставка уникальна тем, что героями портретов стали не только заслуженные работники предприятия - перед посетителями предстают абсолютно разные специалисты: и те, кто трудится в тоннелях и на станциях, и работники Управления метрополитена. Интересной для посетителей стала информация о московском метро в цифрах, которая размещена на информационных панелях возле фотопортретов. Архивные чёрно-белые фотографии, предоставленные Центральным государственным архивом города Москвы, подчёркивают связь поколений и преемственность лучших многолетних традиций коллектива.

На Серпуховско-Тимирязевскую линию 13 мая вышел поезд, посвященный 80-летию Московского метрополитена. Каждый вагон нового именного поезда связан с десятилетием из истории московского метро. Вагоны выполнены в цветовых гаммах линий метро, а на бортах размещены фотографии и даты значимых событий из жизни главного общественного транспорта столицы. На вагоны нанесены логотипы метро, используемые в то или иное десятилетие: на первом вагоне – логотип, который украшал поезда в 1935 году, а на последнем – современный, разработанный в середине прошлого года. В каждом вагоне размещена информация о работниках метрополитена и о тех, кто участвовал в проектировании и строительстве «подземного города». Пассажиры смогут узнать об истории станций и их архитекторах, таких как Алексей Душкин, Нина Алёшина и многих других. В вагонах поезда отражена вся хронология развития вагонного парка метро. Авторы разместили в поезде инфографику, по которой пассажиры смогут проследить развитие московского метро. На стенах вагонов приведены статистические данные: количество сотрудников, вагонов, станций и километров пути на начало определенного десятилетия и на период его окончания. За время поездки пассажиры вспомнят тексты любимых песен и стихов о метро, которыми также оформлены стены вагонов. Эксклюзивно для этого поезда все объявления станций звучат голосом народного артиста Советского Союза, диктора Центрального телевидения СССР и Первого канала Игоря Кириллова.

Пассажирский форум, открывшийся 14 мая в Москве, в этом году был посвящён 80-летию Московского метрополитена. Данный форум - единственное в России специализированное мероприятие по пассажирской проблематике. Он проводится на ежегодной основе в целях содействия диалогу бизнеса и власти по ключевым аспектам развития российского пассажирского комплекса. Деловая программа форума включала международную конференцию, посвященную юбилею метро, круглый стол с участием представителей руководства иностранных метрополитенов, а также заседание Международной Ассоциации «Метро».

В Белом зале Мэрии Москвы вечером 14 мая было подписано соглашение о сотрудничестве и партнерстве между крупнейшими метрополитенами мира – Московским и Пекинским. Среди ключевых аспектов взаимодействия – совместные технические исследования, обмен специалистами, управленцами и актуальной информацией, культурный обмен и взаимная помощь. Соглашение подписали начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов и Вице-президент транспортного управления Пекина Чен Ксилин. Подписание состоялось в присутствии представителей крупнейших транспортных предприятий мира, партнеров Московского метрополитена в области международного сотрудничества – Лондонского, Сингапурского, Берлинского, Мадридского, Шанхайского, Брюссельского, Парижского и Гонконского метрополитенов.

Московский метрополитен выпустил полумиллионным тиражом праздничные билеты в честь 80-летия Московского метрополитена, которые можно было приобрести с 14 по 17 мая в кассах всех станций.

 

Поисковик Google опубликовал дудл в честь 80-летия Московского метрополитена. Дудлы - это различные вариации логотипа Google, приуроченные к определенным событиям. Изображение поезда с усатым машинистом, выезжающего из буквы «о», выдержано в стилистике старых плакатов. Необычный логотип получил множество положительных откликов и привлёк внимание большого количества СМИ и пользователей Интернета.

С Днём Рождения московское метро 15 мая поздравили официальные лица, актёры театра и кино, деловые партнёры и обычные пассажиры.

Бортинженеры 43-й космической экспедиции на Международной космической станции Антон Шкаплеров, Геннадий Падалка и Михаил Корниенко передали видеопоздравление с юбилеем Московского метрополитена прямо с орбиты.

Газета «Вечерняя Москва» совместно с Московским метрополитеном, при поддержке столичного Департамента СМИ и рекламы презентовала книгу «Наше метро», посвятив её 80-летию столичного метро.

К юбилею вышла в свет и эксклюзивная фотокнига «80 лет в ритме столицы», созданная совместно с Информационным агентством России «ТАСС», которая была отпечатана тиражом в 1 тыс. экземпляров.

Истории и развитию Московского метрополитена был посвящён и вышедшей в канун юбилея праздничный номер корпоративной газеты Московского метрополитена «Моё Метро».

На Кольцевой линии 15 и 16 мая прошёл юбилейный Парад поездов. Помимо привычных «Русичей», в эти дни по кольцу курсировали поезда самых разных моделей. Москвичи и гости столицы смогли не только наблюдать за парадом, но и прокатиться внутри каждого поезда. На параде был представлен «Ретро-поезд», в котором воссоздан интерьер самых первых вагонов метро. Здесь же можно было увидеть поезд одной из самых редких модификаций «Яуза». В эти дни на кольце работал и самый распространённый в московском метро поезд типа 81-717/714 («номерной»). Участником юбилейного парада стал и состав модели «Еж3» с Таганско-Краснопресненской линии. Также в эти два дня на Кольцевую линию «вышел поработать» и самый новый состав типа 81-760/761. Старт Параду поездов дал лично начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов, а каждый состав отправлялся со станции «Октябрьская» под звуки живого оркестра.

Выставка ретро-вагонов прошла на станции «Партизанская» 15 и 16 мая. На выставке были представлены образцы подвижного состава, работавшие в Московском метрополитене в разные годы. Самыми легендарными экспонатами выставки стали вагоны типа А, серийное производство которых началось в 1934 году, ещё до пуска первой линии метрополитена в Москве. Также были представлены вагоны серии Г, Д и Е, которые эксплуатировались вплоть до 90-х годов прошлого века. Были выставлены и два служебных вагона, ранее эксплуатировавшихся в метрополитене: старейший вагон-путеизмеритель «УМ5», который на протяжении десятилетий осуществлял мониторинг состояния пути на разных линиях, пока ему на смену не пришли более новые модели. Не менее интересным экспонатом выставки стал контактно-аккумуляторный электровоз «ВЭКА», который за счёт установленных в нём аккумуляторов позволяет осуществлять различные маневры с подвижным составом различных модификаций без подачи напряжения, что ускоряет и упрощает работу работников метрополитена.

Полностью окунуться в прошлое стало возможно благодаря выставке исторической формы работников метрополитена - у каждого типа вагона стоял работник метрополитена, одетый в форму эпохи того времени, когда эксплуатировались эти вагоны.

Специально к юбилею были разработаны бумажные макеты поездов московского метро шести типов: «А», «Еж3», «Яуза», «Русич», самый распространённый тип вагона 81-717/714 («номерной») и самый новый тип – 81-760/761. Любой желающий мог собрать свою коллекцию вагонов - сотрудники метро 15 и 16 мая раздали более 70 тысяч бумажных моделей в вестибюлях станциях Кольцевой линии и на Сокольнической линии от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Также обзавестись «собственным вагоном» московского метро можно было на открытии выставки ретро-вагонов на станции «Партизанская» и в новом Центре профориентации, открытом 15 мая на станции «Выставочная». Праздничная акция предполала и просветительскую функцию: таким образом пассажиры смогли подробнее ознакомиться с характеристиками того или иного типа подвижного состава и увидеть, как разнообразен парк вагонов московского метро. Графические макеты для изготовления выкроек подготовили любители метро Андрей Блок и Эмин Джафаров, которым начальник московского метро Дмитрий Пегов лично вручил почётные грамоты и бесконтактные смарт-карты для проезда в метро.

На станции «Выставочная» 15 мая начал работу первый в истории Московского метрополитена Центр профориентации. Интерактивная выставка, организованная при Центре, поможет повысить интерес молодого поколения к работе в столичном метро. Выставка включает в себя уникальную экспозицию, повествующую об истории Московского метрополитена и его работниках. Подрастающее поколение сможет подробно узнать обо всех службах предприятия, а также попробовать себя в роли машинистов электропоезда за контролером уникального тренажера, полностью имитирующего кабину машиниста. Вниманию посетителей будут представлены детали электропоездов, которые можно не только посмотреть, но и прикоснуться к ним. Экскурсоводами выставки стали почетные работники и ветераны Московского метрополитена. Помимо этого, здесь будут транслироваться исторические и учебные фильмы, с помощью которых любой сможет отследить историю развития столичного метрополитена и принять самое главное решение – посвятить ему свою жизнь.

Необычная выставка открылась 15 мая в фойе Управления метрополитена – на ней представлены портреты начальников метрополитена, возглавлявших предприятие в разные годы.

Начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов 15 мая лично вручил награды лучшим работникам. Впервые в Московском метрополитене учреждена высшая награда за особые заслуги перед предприятием нагрудный знак «Почетный работник Московского метрополитена», которого были удостоены 16 сотрудников. За достижение высоких производственных показателей, за внедрение новой техники и современных технологий, передовых методов труда появилась награда «Именные часы начальника метрополитена», которую получили 69 работников. В честь 80-летнего юбилея всего наград были удостоены 422 работника, из них: 27 человек представлены к Государственным наградам РФ, 48 сотрудников отмечены наградами Министерства транспорта РФ, почётные грамоты получили 50 человек и 50 работников удостоены благодарностью начальника Московского метрополитена.

Кроме этого, начальник метрополитена впервые за всю его историю наградил грамотами и памятными подарками 9 журналистов и 11 блогеров.

Праздничный концерт для работников Московского метрополитена состоялся 15 мая в Государственном Кремлевском дворце.

В парке «Сокольники» 16 мая прошёл городской музыкальный фестиваль «80 лет в ритме столицы», посвященный юбилею московского метро. Хэдлайнерами фестиваля стали Валерий Сюткин, группы «Моральный кодекс» и «Несчастный случай».

На станции «Партизанская» 18-19 мая прошла выставка хозяйственных и служебных поездов. На выставке были представлены поезда, которые используются для ремонта и обслуживания пути, тоннельных сооружений, устройств электроснабжения, сигнализации и связи, монтажа оборудования. На станции «Партизанская» были выставлены промывочный и зумпфовый агрегаты, представлена универсальная платформа, предназначенная для транспортировки инструментов, материалов и механизмов. Также на выставке был представлен снегоуборщик на базе автомобиля ГАЗ на железнодорожном ходу, который в данный момент уже не эксплуатируется. Машина 1956 года сохранена для музея Московского метрополитена. Также на выставке можно было увидеть рельсовозные тележки, мотовозы и дрезины различных моделей.

16 мая была запущена юбилейная лотерея «Метро - 80 лет в ритме столицы». Лотерейные билеты продаются в кассах всех станций метрополитена. Почти треть всех билетов – выигрышные.

На Арбатско-Покровскую линию 20 мая вышел уникальный поезд - его оформление выполнено по эскизу пассажира, победившего в конкурсе «Краски метро». За право «запустить» свой поезд соревновались почти тысяча участников конкурса. На специальном сайте каждый желающий при помощи специального интерфейса имел возможность нарисовать эскиз своего собственного оформления поезда метро. После окончания приёма работ было проведено открытое голосование и заседание экспертного жюри, в ходе которого был определён победитель, придумавший самый оригинальный, яркий и весенний дизайн. Победителем стал юный москвич, ученик кадетского училища, 17-летний Василий Потетюрин. Эскизы, разработанные победителем, были отпечатаны на специальной износостойкой плёнке, затем нанесены на поезд.

На станции «Партизанская» 20 мая состоялось гашение почтовой художественной карточки «Бронепоезд «Московский метрополитен». Начальник метрополитена Дмитрий Пегов и заместитель руководителя Федерального агентства связи Владимир Шелихов в торжественной обстановке поставили на карточку сувенирный штемпель с датой 20 мая 2015 года и расписались на конвертах. Тираж карточки «Бронепоезд «Московский метрополитен» составляет 8 тысяч экз. Её дизайн разработали художники-дизайнеры Алексей Дробышев и Роман Комса. Почтовые карточки поступят в отделения связи и все желающие получат возможность использовать их для почтовой корреспонденции или пополнить ими свою коллекцию. Для гашения почтовой карточки был изготовлен памятный штемпель.

Официальные мероприятия и приёмы посетили 45 представителей метрополитенов и транспортных компаний России, стран СНГ и дальнего зарубежья из 23 крупнейших транспортных предприятий мира - всего около 100 человек.

Майк Браун, начальник Лондонского метрополитена:
Хотел бы выразить свою благодарность руководству Московского метрополитена за приглашение на 80-летие и организацию мероприятий, посвящённых этой дате. Хотя московское метро значительно моложе Лондонского метрополитена, считаю, что нам есть чему поучиться у коллег. Мы получили возможность посетить многие станции метрополитена. Я особо хотел бы отметить чистоту и архитектурную красоту станций, а также рекордно малые интервалы в движении поездов Московского метрополитена.

Зигрид Эвелин Никутта, начальник Берлинского транспортного предприятия:
Хочется поблагодарить Московский метрополитен за приглашение на юбилей. Мне и всей нашей делегации отдельного хочется отметить организацию, приём и гостеприимство сотрудников Московского метрополитена. Два дня были очень насыщенными и плодотворными. Трудно выделить какое-то одно мероприятие. Нам понравился Парад поездов, очень важной была возможность побывать на многих станциях, в вагонах и даже посетить кабину машиниста. Для нашей делегации особый интерес представляла система Wi-Fi, так как в Берлинском метрополитене эта технология ещё не реализована

Ричард Андерсон, генеральный директор Имперского колледжа Лондона:
Я от всей души хочу поздравить Московский метрополитен с юбилеем, для меня большая честь быть приглашенным на мероприятия, приуроченные к этой дате. Благодарю сотрудников метрополитена за их работу по подготовке и проведению столь масштабной и интересной программы. В эти дни здесь собрались руководители метрополитенов со всего мира, это прекрасная возможность для обмена опытом. В Московском метрополитене всё организовано по самым высоким стандартам. В мире мало городов, про которые можно сказать, что их метро – визитная карточка и жемчужина города.


Скачать файлы-выкройки моделей вагонов метро



Вагон типа А (1,0 Мб)



Вагон типа Еж3 (1,5 Мб)



Вагон типа 81-717.5 (1,4 Мб)



Вагон типа «Яуза» (1,1 Мб)


Вагон типа «Русич» (1,5 Мб)


Вагон типа 81-760 (1,4 Мб)