Версия сайта 2.0

Схема метро
Схема метро
Руководство метрополитена в разные годы
 30.10.1934 — 23.09.1937

ПЕТРИКОВСКИЙ
Адольф Антонович

23.09.1937 — 28.01.1938

ДНЕПРОВСКИЙ Владимир Яковлевич

НОВИКОВ Иван Сергеевич

29.01.1938 — 19.01.1950

НОВИКОВ Иван Сергеевич

Родился в 1906 году в деревне Каблуково Щелковского района Московской области в семье рабочих. Отец Ивана Сергеевича работал столяром на Мытищинском машиностроительном заводе.

В 1920-23 годах работал слесарем на электромеханическом заводе.

С 1923 года Новиков И.С. работает на транспорте.

В 1923-29 годах работал слесарем Артамоновского трамвайного депо г. Москвы, одновременно в 1923-26 годах обучаясь в ФЗУ при трамвайном депо. После окончания учебы ему была присвоена квалификация слесаря 7-го разряда. В 1929-32 годах вагонный мастер Артамоновского трамвайного депо, инженер Мострамвайтреста.

Член ВКП(б) с 1928 года.

В 1932–35 годах работает инженером отдела тяги метростроя.

Во время подготовки к открытию первой очереди метро в 1935 году переводится на Московский метрополитен инженером-приемщиком. В 1936-37 годах на руководящих должностях в мастерских метрополитена, начальник бюро нового подвижного состава.

В 1937 году назначается начальником службы подвижного состава.

29 января 1938 года назначается начальником метрополитена.

В 1944 году ему присваивается звание генерал-директор тяги III ранга.

Награжден двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За оборону Москвы», знаком «Почетному железнодорожнику».

1 января 1950 года освобожден от занимаемой должности и направлен в распоряжение Госстроя для руководства строительством и подготовке к открытию второго в стране Ленинградского метрополитена.

С 1955 по 1965 год первый начальник Ленинградского метрополитена. Умер в 1978 году.

 

ЕЖОВ Александр Иванович

01.1950 — 10.1959

ЕЖОВ
Александр Иванович

Родился 13 апреля 1905 года в городе Серпухове Московской области в семье мещан. 

Отец Ежов Иван Степанович до революции работал учителем начальной школы в Москве, после революции работал по литературному и издательскому делу (научный работник), затем – редактор в издательстве. Ушел из семьи в 1923 году.

Мать Ежова Фаина Семеновна до революции работала акушеркой-фельдшерицей в амбулатории, затем вышла на пенсию. Умерла в 1951 году.

В 1923 году окончил школу II ступени г. Москвы. После окончания школы поступил в 1-й МГУ, который оставил в связи с тяжелым материальном положении семьи и поступил на работу в Электротрест Центрального района г. Москвы электромонтером. С сентября 1925 года по декабрь 1926 года работал электромонтером на Московском заводе «Серп и Молот».

В августе 1927 года поступил в институт Народного хозяйства им. Плеханова на электротяговый факультет. В 1930 году произошло слияния факультета с Московским Энергетическим институтом, который он закончил в 1931 году. После окончания института работал инженером в Мострамвайтресте.

В октябре 1931 года был призван в ряды РККА. Военную службу отбывал в команде одногодичников при Военно-инженерной Академии в Ленинграде.

В октябре 1932 года – инженер на Метрострое. С февраля 1935 года переведен на Московский метрополитен, где работал начальником технического отдела депо до 1936 года, старшим инженером Бюро Нового Подвижного Состава до 1937 года, начальником технического отдела Управления метрополитена до 1943 года.

С мая 1943 года – Главный инженер метрополитена.

С 11 января 1950 года по 30 октября 1959 года – Начальник Московского метрополитена им. Л.М. Кагановича.

С 16 ноября 1959 года по 4 ноября 1962 года работал начальником службы Подвижного состава метрополитена.

Член ВКП(б) с июня 1944 года.

Под руководством тов. Ежова в 1951 году были разработаны и освоены облегченные вагоны типа «Д», которые стояли на уровне вагонов зарубежных метрополитенов. Большая работа проведена по модернизации старого подвижного состава, реконструирована система сигнализации и блокировки, что дало возможность увеличить пропускную способность до 40 пар поездов в час и повысить скорость движения поездов на отдельных участках линий метрополитена до 70 км/час. На метрополитене был проведен ряд технических усовершенствований, как радиофикация подвижного состава, радиодиспетчерская связь поездных бригад, перевод на автотелеуправление тяговых и понизительных подстанций, диспетчерской централизацией блок-постов.

Под руководством тов. Ежова на метрополитене была организована строительная организация, которая за последние 7 лет построила 31000 кв. м, что значительно улучшило жилищные условия работников метрополитена.

Награжден Орденами «Знак Почета», «Красной Звезды», «Отечественной Войны I степени», «Орденом Ленина», «Трудового Красного Знамени», медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 г.г.», «За трудовую доблесть», Знаком «Почетному железнодорожнику». 

НОВОХАЦКИЙ Александр Федорович

16.11.1959 — 16.03.1973

НОВОХАЦКИЙ Александр Федорович

Родился 25 марта 1908 года в Краснодаре в семье железнодорожника.

В 1922–27 годах работал в паровозоремонтных мастерских Краснодара слесарем. В 1927–30 годах обучается на рабочем факультете при университете имени Чернышевского.

Член ВКП(б) с 1929 года.

В 1930–35 годах студент Московского энергетического института. Защитил диплом по теме: «Моторный вагон на 3000 Вольт с реостатным торможением».

Еще до окончания института в 1934 году принимается на должность инженера-инспектора электротяговой конторы метростроя. В период подготовки к открытию первой очереди Московского метрополитена в 1935 году переводится на работу в Московский метрополитен.

В 1935-37 годах – инспектор, старший инспектор – приемщик вагонов, в 1938 году инженер бюро нового подвижного состава. В 1938–41 годах на руководящих должностях в службе подвижного состава метрополитена.

Осенью 1941 года руководил эвакуацией вагонов и оборудования на базу метрополитена в Андижан (Узбекистан).

В 1942-48 годах – главный инженер вагоноремонтных мастерских.

В 1948-59 годах начальник службы подвижного состава. При непосредственном руководстве Новохацкого А.Ф. была внедрена ультразвуковая дефектоскопия колесных пар, что значительно повысило безопасность движения поездов и увеличило межремонтные пробеги, а так же начата разработка первого отечественного автомашиниста САУ-М на основе электронно-вычислительной машины.

2 ноября 1959 назначен начальником Московского метрополитена. 9 марта 1973 года освобожден от занимаемой должности в связи с уходом на пенсию. При его руководстве на Московском метрополитене получили в жизнь многие технические системы и сегодня определяющие лицо метрополитена, в частности системы автоматического регулирования скорости (АРС–АЛС).

Награжден двумя орденами Ленина, медалями «За оборону Москвы», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». 

ЛЕГОСТАЕВ Евгений Арсеньевич

16.03.1973 — 30.10.1979

ЛЕГОСТАЕВ Евгений Арсеньевич

Родился в 1926 году в Оренбурге в семье рабочего. В 1943 году поступил в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, который в то время находился в эвакуации в Оренбурге. В 1948 году получил диплом инженера – механика путей сообщения.

По окончанию ХИИТа был назначен бригадиром электромонтажной бригады электровозного депо Никополь, однако в связи с задержкой пуска электрифицированного участка приказом министра путей сообщения был откомандирован в распоряжение Свердловской железной дороги.

Работая в 1948-57 годах на Свердловской железной дороге занимал ряд рабочих и руководящих должностей.

Член КПСС с 1954 года.

В 1957 году в связи с началом электрификации магистральных линий Куйбышевской железной дороги переведен на Куйбышевскую железную дорогу, где занимал ряд руководящих должностей, связанных с эксплуатацией электровозов и электропоездов.

С 1969 по 1973 года на руководящих должностях в главном управлении локомотивного хозяйства МПС СССР.

С 16 марта 1973 по 31 октября 1979 года начальник Московского метрополитена. При его непосредственном участии на линиях Московского метрополитена внедрялись комплексные системы управления движением поездов.

Награжден орденами Трудового Красного Знамени и Знак Почета. 

СЕНЮШКИН Юрий Васильевич

12.12.1979 — 12.09.1986

СЕНЮШКИН Юрий Васильевич

Родился 3 сентября 1926 года в селе Старое Юрьево Старо-Юрьевского района Тамбовской области.

С 1941 по 1942 годы – учащийся Московского автомеханического техникума. С августа 1942 года по октябрь 1943 года работал токарем в Центральном НИИ технологии машиностроения. С октября 1943 года по август 1946 года – учеба в Московском техникуме железнодорожного транспорта им. Дзержинского.

С 1946 по 1956 годы работал на различных участках Московской железной дороги.

В 1956 году поступил в Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта, который с отличием закончил в 1959 году.

В 1959-1962 годах – преподаватель и заведующий Локомотивным отделением Московского техникума железнодорожного транспорта им. Дзержинского.

С 1962 по 1979 годы работал на руководящих должностях Московской железной дороги.

В декабре 1979 года Приказом Министра Путей Сообщения СССР назначен Начальником Московского метрополитена им. В. И. Ленина. В сентябре 1986 года освобожден от занимаемой должности в связи с выездом в загранкомандировку.

Член КПСС с 1963 года.

Под руководством Сенюшкина Ю.В. в 11-й пятилетке были осуществлены значительные работы по реконструкции, техническому оснащению и дальнейшему развитию линий метрополитена. Введена в эксплуатацию Серпуховская линия с 8-ю станциями и участок Горьковско-Замоскворецкой линии от станции Каширская до станции Орехово, организовано движение 8-ми вагонных составов на Ждановско-Краснопресненской линии, введен 45-парный график движения поездов на Калужско-Рижской линии.

Награжден орденами «Знак Почета», «Орденом Ленина», «Трудового Красного Знамени», «Дружбы народов», медалью «За доблестный труд», знаком «Почетному железнодорожнику». 

ДУБЧЕНКО Евгений Григорьевич 12.09.1986 — 21.07.1995

ДУБЧЕНКО Евгений Григорьевич
ГАЕВ Дмитрий Владимирович 28.12.1995 — 07.02.2011

ГАЕВ Дмитрий Владимирович

07.02.2011 — 22.07.2014

БЕСЕДИН Иван Сергеевич

Родился 13 февраля 1954 года в Баку.

В 1976 году окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «инженер-электрик».  Кандидат технических наук.

После окончания института работал младшим научным сотрудником, старшим инженером, старшим научным сотрудником Московского института инженеров железнодорожного транспорта.

С 1985 года работал в системе Министерства путей сообщения СССР и РФ. За этот период трудовой деятельности был главным экспертом, начальником отдела, первым заместителем начальника Главного экономического управления МПС, начальником Управления экономики и развития МПС.

В 1993-1995 гг. - заместитель министра, в 1995-1999 гг. - первый заместитель министра путей сообщения РФ.

В 2000-2001 гг. - заместитель председателя Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) в Варшаве.

С апреля 2002 года занимал должность заместителя председателя Федеральной энергетической комиссии.

С сентября 2003 года - директор Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.

В сентябре 2006 года приказом президента ОАО «РЖД» был назначен начальником Калининградской железной дороги.

Награжден орденом Дружбы (1993), медалью «За развитие железных дорог»(2008).

  С 22.07.2014

ПЕГОВ Дмитрий Владимирович