Версия сайта 2.0

Схема метро
Схема метро
Служба движения
выбрать

Служба движения выполняет задачи по организации перевозок пассажиров, работы станций, а также является своего рода координационным центром в работе всех служб метрополитена. Первостепенное внимание уделяется повышению безопасности движения поездов, качества и культуры обслуживания пассажиров. Войдя на станцию, пассажир видит дежурного по станции — это главный человек в смене. Их работа — большая ответственность, так как именно дежурный следит за соблюдением интервалов движения и регулирует пассажиропотоки.
Дежурный должен обладать и психологическими навыками, ведь порой пассажиры критикуют работу метрополитена. Нужно уметь вести себя профессионально. А если учесть, что большинство дежурных по станции — женщины, становится понятно, насколько важен труд именно этих сотрудниц для службы.
Главное и самое сложное в Службе движения — это работа с людьми, как с работниками смежных служб, так и с пассажирами. Ведь от слаженной работы сотрудников — дежурных по станции, начальников станций, зависит хорошее настроение пассажиров, их безопасное и комфортное пребывание под землей.

Осенью 1934 года началась подготовка к вводу в эксплуатацию первой очереди Московского метрополитена. 25 ноября 1934 года приказом начальника метрополитена созданы Службы: Движения (эксплуатации), Тяги, Связи и Сигнализации, Электромеханическая, Пути и Сооружений. 29 ноября 1934 года решение о создании служб было подтверждено городскими властями.

За короткий срок работниками Службы была отработана и внедрена технология организации движения поездов, работы станций и обслуживания пассажиров. Значительную роль здесь сыграли кадры, пришедшие на метрополитен с железной дороги и управления Мострамвайтреста. По организации движения поездов во многом ориентировались на железную дорогу, а по обслуживанию пассажиров, в том числе и по методам учета складывающихся пассажиропотоков на Мострамвайтрест. В первые месяцы работы Служба движения иногда называлась, в том числе и в документах, Службой эксплуатации.

В первые годы работы метрополитена пассажиропоток и соответственно объем работы были небольшими, в связи с этим проведены мероприятия по оптимизации структуры предприятия. Осенью 1935 года сокращаются должности начальников станций и станции объединяются в радиусы – Сокольнический, Кировский, Арбатский, Крымский.

Эти радиусы в будущем стали прообразом современных дистанций службы. 15 ноября 1935 года по указанию Наркома Путей Сообщения тов. Л.М.Кагановича Служба движения объединяется со Службой сигнализации, централизации, блокировки и связи. С этого момента Служба стала именоваться службой СЦБ, связи и движения.

С пуском линий второй очереди метрополитена в 1937–1938 годах объем перевозимых пассажиров и работы по организации перевозок и движения поездов значительно увеличил, и с 1 февраля 1938 года Служба движения вновь становится самостоятельным подразделением, восстанавливаются должности начальников станций, но при этом сохраняются и радиусы – нынешние дистанции.

В первые годы работы движенцы быстро учатся справляться с растущими пассажиропотоками, улучшают организацию движения поездов при постоянном сокращении интервалов между ними, а так же начинают поиск технических решений, позволяющих повышать качество и культуру обслуживания пассажиров. Не все получалось сразу. В 1935 году неудачей закончилась опытная эксплуатация турникета, и на станциях долгие годы осуществлялся ручной контроль билетов у пассажиров. Впрочем, нигде в мире в те годы не было турникетов, обладающих необходимой надежностью и пропускной способностью. Зато были созданы автоматы по продаже разовых билетов – автокассы и к 1939 году внедрены в постоянную эксплуатацию, так же в довоенные годы не удалось решить проблему механизированной уборки станций.

В годы Великой отечественной войны Служба движения в дополнение к своим прежним обязанностям организует работу линий и станций в режиме военного времени: укрытие населения от налетов вражеской авиации: функционирование на станциях командных пунктов важнейших государственных и военных учреждений; проведение важнейших государственных мероприятий, таких как торжественное заседание, посвященное 24-й годовщине Октябрьской революции на станции «Маяковская» 6 ноября 1941 года.

Даже в тяжелое время не прекращаются работы по повышению качества и культуры обслуживания пассажиров. В частности во время Великой Отечественной войны была доработана конструкция поломоечных машин, призванных механизировать уборку станций, не прекращались работы по созданию турникетов. Кроме того, в вестибюлях появились информационные щиты, значительно облегчившие для пассажира ориентирование не только в метрополитене, но и в целом по городу.

В первые послевоенные годы (1945–1948) Служба движения основные усилия направляла на организацию перевозок пассажиров в условиях резко растущих пассажиропотоков (количество перевозимых пассажиров в 1945 году превысило довоенный уровень более чем в полтора раза и продолжало резко расти), на улучшение системы информации пассажиров, а также на механизацию трудоемких уборочных процессов. В 1948 году началось массовое внедрение на станциях поломоечных машин. Кроме того, в этот период специалисты Службы приняли активное участие в разработке схемы перспективного развития метрополитена.

В 50-е годы ХХ века специалисты Службы сосредоточились на дальнейшем совершенствовании технологических процессов, связанных с обслуживанием и перевозкой пассажиров. Лучшим доказательством зрелости коллектива стала отличная работа службы летом 1957 года, когда в Москве проходил всемирный фестиваль молодежи и студентов.

В конце 50-х – начале 60-х годов ХХ века ручной контроль оплаты проезда полностью заменяется на автоматический. Это стало возможным после создания турникета, обеспечившего высокую пропускную способность и надежность работы. На смену автокассам пришли разменные автоматы, так же созданные при непосредственном участии специалистов Службы.

В 60-е – 80-е годы постоянно совершенствующиеся технологии организации перевозки пассажиров Московского метрополитена и техника, обеспечивающая работу станций, стали внедряться на всех метрополитенах страны, а затем и на метрополитенах Социалистических стран – Будапешта, Праги, Варшавы, Софии.

В марте 1997 года был создан отдел по организации работы с проездными билетами и документами, который после разделения Службы движения и Службы сбора доходов, с января 1998 года, организационно стал относиться к Службе сбора доходов.

Служба движения Московского метрополитена выполняет задачи по организации перевозок пассажиров, работы станций и координации работы эксплутационных служб метрополитена по поддержанию станционного хозяйства в надлежащем состоянии. Первостепенное внимание при этом уделяется повышению безопасности движения поездов, качества и культуры обслуживания пассажиров, санитарному содержанию станций.

Направления деятельности:

  1. Выполнение городского заказа по перевозке пассажиров в соответствии с государственным контрактом на выполнение транспортной работы;
  2. Организация движения поездов на метрополитене: оказание услуг по перевозке пассажиров с соблюдением Правил пользования метрополитеном, выполнение работ по обеспечению безопасности движения поездов и пассажиров в соответствии с Правилами технической эксплуатации метрополитенов;
  3. Единое диспетчерское управление движением поездов, работой станций метрополитена;
  4. В настоящее время основная деятельность направлена на совершенствование системы организации движения поездов, организации пассажиропотоков и технической работы станций метрополитена.

Работа по обслуживанию пассажиров

Работники станций ежедневно обеспечивают обслуживание нескольких миллионов пассажиров, создавая при этом для них максимально возможный комфорт.

Важной составляющей этой работы является постоянно проводящийся учет пассажиропотоков, осуществляющийся как при помощи данных Автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП), так и при помощи ручных подсчётов.

В течение последних лет произошло значительное увеличение количества проходов пассажиров через автоматические контрольные пункты (АКП). Главная причина этого - завершение автоматизации контроля прохода на станциях метрополитена. Вторая причина увеличения прохода через АКП - увеличение пассажиропотоков на ряде станций Московского метрополитена, в том числе на станциях к которым осуществляется подвоз пригородным железнодорожным и автомобильным общественным транспортом.

Особого внимания требует работа по организации работы станций и линий метрополитена в дни проведения массовых мероприятий. Такая работа была организована, например, во время празднования Пасхи, Дня Победы, Дня города, проведения в Москве новогодних, рождественских, а также различных спортивных и общественно-политических мероприятий. Во время их проведения ряд станций метрополитена работали в особом режиме. При этом во многих случаях осуществлялось оперативное регулирование пассажиропотоков. Для координации работы станций, смежных служб и УВД на Московском метрополитене во время массовых мероприятий организовывалась работа штабов по организации перевозки пассажиров.

В целях поддержания чистоты на станциях метрополитена круглосуточно проводится уборка станций. Эти работы проводятся как в дневное время (за исключением «часов пик»), так и ночью, когда выполняется их основная часть. Для улучшения качества уборки станций в истекшем году проводилась плановое обновление парка уборочной техники.

Пассажир на станциях, как правило, проводит время не превышающее нескольких минут, а основное время он проводит в поезде. Работу по организации движения поездов, как в дневное время, когда осуществляются пассажирские перевозки, так и в ночное, когда по линиям следуют хозяйственные поезда и производятся необходимые ремонтные работы, выполняет диспетчерский участок службы движения.

Работа диспетчерского участка и управление движением поездов

В задачи диспетчерского участка входит как организация движения поездов, так и разработка графиков движения поездов в соответствии с изменяющимися пассажиропотоками, и в связи с открытием новых линий и станций метрополитена.

Для организации перевозок во время проведения массовых мероприятий своевременно разрабатывались специальные графики движения поездов, обеспечивающие необходимые размеры движения для комфортной перевозки пассажиров. Ежедневно разрабатываются графики движения хозяйственных поездов в соответствии с планами работы и заявками, поступающими от смежных служб.

Движение поездов по линиям Московского метрополитена осуществляется с минимальным интервалом - 90 секунд. Работа поездного диспетчера при такой высокой интенсивности движения поездов требует повышенного внимания, быстрого принятия правильных решений и незамедлительной передачи команд и приказов.

Большое внимание руководством Службы движения уделяется подготовке кадров. Для дальнейшего улучшения подготовки и повышения квалификации поездных диспетчеров совместно с Московским государственным университетом путей сообщения разработаны и внедрены новые обучающие программы для тренажера поездного диспетчера.

Большое внимание уделяется и повышению престижа профессий и квалификации работников различных специальностей службы. В частности, кроме проведения традиционного конкурса на звание «Лучший дежурный по станции», проводившегося в рамках общегородского конкурса «Московские мастера», проводится также конкурс на звание «Лучший поездной диспетчер метрополитена».

Развитием хорошей трудовой традиции стало создание Доски почёта Службы движения, состоящей из трёх разделов: «Ветераны Службы движения», «Лучшие люди Службы движения» и «Наши конкурсы».