Версия сайта 2.0

О метрополитене
Схема метро
Схема метро
АЛС-АРС
выбрать

Высокая интенсивность движения на метрополитене предъявляет повышенные требования к устройствам интервального регулирования движения. Их эксплуатационно-технические характеристики определяют безопасность движения поездов, пропускную способность линий.

Автоблокировка относится к устройствам автоматики и предназначена для регулирования движения поездов по показаниям светофоров. Ввиду отсутствия непрерывного контроля скорости поезда при автоблокировке пропускная способность линий не превышает 40 пар поездов в час.

Создание в шестидесятых годах быстродействующей системы автоматического регулирования скорости АЛС-АРС (Автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости) частотного типа (кодовые сигналы допустимых скоростей движения поездов передаются на подвижной состав по рельсовой линии частотами низкой частоты от 75 до 325 Гц) позволило увеличить пропускную способность линий на 20% по сравнению с автоблокировкой, а также сократить численность локомотивной бригады поезда.

Основное назначение системы АЛС-АРС состоит в обеспечении безопасности движения электроподвижного состава метрополитена при заданной интенсивности движения.

Система выполняет следующие функции:
1. Принимает сигналы с рельсовой линии и определяет допустимую и предупредительную скорости движения электропоезда;
2. Обеспечивает непрерывный контроль за соответствием фактической и допустимой скорости движения электропоезда;
3. Передает значения допустимой скорости движения на индикатор скорости в пульте машиниста;
4. Обеспечивает контроль за готовностью машиниста к выполнению мер по снижению скорости или остановке поезда;
5. Формирует команду на торможение и реализует режим торможения электропоезда с контролем эффективности тормозного режима в случае нарушения скоростного режима и не подтверждения машинистом готовности к принятию мер по снижению скорости;
6. Выдает звуковой сигнал в случаях нарушения скоростного режима и формировании команды на торможение.
В процессе эксплуатации системы АЛС-АРС на Московском метрополитене была расширена ее функциональная способность, повышена помехозащищенность (введена «числовая защита»), улучшены другие характеристики, повышающие безопасность движения поездов с обеспечением запрета ходового режима при восприятии сигнала абсолютной остановки «А0» перед светофором с запрещающим показанием.
В настоящее время в Московском метрополитене эксплуатируются следующие модификации системы АЛС-АРС.

АРС — устройства первого поколения. Посылка кодового сигнала осуществляется навстречу поезду. При восприятии двух и более частот с рельсовой линии отрабатывается допустимая скорость движения, закодированная наименьшей частотой.
 

АРС «1/5» — модернизированная АРС. Позволяет движение поезда при восприятии сигнала только одной частоты, посылка которого осуществляется навстречу поезда. При восприятии двух и более частот на пульте машиниста загорается показание «ОЧ» с выдачей команды на торможение («числовая защита»).

Система АРС и МАРС «1/5» эксплуатируются на линиях, где основным средством сигнализации является автоблокировка.

АРС с ДАУ-АРС — устройства АРС с «числовой защитой», с дублирующим автономным устройством, позволяющим при отказе головного комплект включать хвостовой комплект аппаратуры. Одночастотные сигналы передаются поезду одновременно навстречу в голову и вслед в хвост, обеспечивая тем самым основную сигнализацию допустимой скорости движения и предупредительную об ожидаемом значении допустимой скорости на последующем участке пути.

Система эксплуатируется на линиях с погашенными огнями светофоров при восприятии кодового сигнала о заданном направлении движения, где основным средством сигнализации являются показания допустимых скоростей на пульте машиниста.

АРС-Днепр «2/6» — модернизированная система АРС, в которой навстречу в голову поезда передаются двухчастотные кодовые сигналы, одновременно воспринимаемые устройствами АРС в головном и хвостовом вагонах.

При этом выдается информация о заданном направлении движения, о текущем значении допустимой скорости на проследуемом участке пути и об ожидаемом значении допустимой скорости на последующем участке пути. Система, как и АРС ДАУ-АРС, имеет возможность работать на хвостовом комплекте аппаратуры при отказе головного комплекта, а также во всех режимах эксплуатирующихся на Московском метрополитене систем АЛС-АРС (АРС, МАРС 1/5, АРС с ДАУ-АРС).

Все перечисленные выше модификации системы АЛС-АРС выполнены по простейшим схемам, построенным по релейной схеме.

АРС-МП — устройства АРС нового поколения с микропроцессорной техникой, позволяющей расширить их основные эксплуатационно-технические характеристики с возможностью регистрации параметров движения поезда. По согласованию с заказчиком аппаратура АРС-МП, а именно, поездной микропроцессорный блок ПБМ может обеспечить дополнительные функции, не связанные с системой АЛС-АРС (прием и обработку информации от радиостанции, устройств идентификации координат пути, вновь разрабатываемых реверсивных датчиков скорости и др.).

Устройства АРС-МП работают как в «горячем» резерве (автоматический переход на второй исправный комплект при неисправном первом), так и в «холодном» (переход на работу хвостового комплекта при неисправности головного). АРС-МП имеют возможность эксплуатироваться на любой линии Московского метрополитена, в любом режиме восприятия кодовых сигналов рассматриваемых выше модификаций АРС.

БАРС — блок автоматического регулирования скорости, выполняет функции АРС в системе «Витязь» на вагонах типа «Яуза» и «Русич». Система «Витязь» представляет собой комплекс электронных устройств, выполненных на основе микропроцессорной (вычислительной) техники, и предназначена для управления поездом, обеспечивая при этом техническую диагностику оборудования вагонов поезда. Устройство БАРС представляет собой два дублированных блока, один из которых находится в «холодном» резерве, имеет возможность работать на всех линиях Московского метрополитена, в любом режиме восприятия кодовых сигналов допустимых скоростей, но не обеспечивает включение хвостового комплекта аппаратуры при неисправности головного комплекта.