Версия сайта 2.0

О метрополитене
Схема метро
Схема метро
А, Ам, Б, Бм
выбрать

выбрать

Проектирование первых вагонов московского метро было поручено Центральному вагоностроительному бюро Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов. Электрооборудование вагонов проектировалось на заводе «Динамо», где оно и производилось. Кузова и тележки строил Мытищинский вагоностроительный завод. Моторный вагон № 1 и прицепной № 1001 были изготовлены 27 августа 1934 года. Вагоны получили индекс (обозначение) — «А».

Вагоны типа «А» имели сварные кузова и тележки. Мытищинский вагоностроительный завод освоил технологию изготовления сварных кузовов в 1932 году и имел опыт изготовления трамвайных кузовов и кузовов.

Большинство электроаппаратов и тяговые двигатели были ранее разработаны немецкой фирмой Siemens. Схема управления не имела аккумуляторной батареи и получала питание от контактной сети через добавочное сопротивление и контроллер вожатого (KB). Салон освещали 30 ламп, которые получали питание от высокого напряжения и были напряжением 120 В. Многие аппараты пневматики хотя и были разработаны уже давно, но их выпуск освоили отечественные заводы.

Токоприемники имели только моторные вагоны, а высокое напряжение на прицепной вагон секции подавалось через высоковольтный разъем. Каждый вагон секции имел четыре пары двухстворчатых дверей при ширине раствора (в свету) 950 мм и по 44 сидячих места (с пружинными, с кожаной обивкой диванами).

В каждом вагоне секции имелась кабина управления. В кабине с правой стороны размещалось рабочее место машиниста (вожатого), а с левой стороны располагался начальник поезда. Кондуктор размещался на рабочем месте машиниста хвостового вагона поезда.

24 сентября 1934 года первая секция метровагонов пришла из Мытищ в депо «Северное». 15 октября 1934 года секция № 1 прошла из депо по тоннелю до станции «Комсомольская». В 4 часа 30 минут утра 15 мая 1935 года первый двухсекционный состав (маршрут № 1) вышел из депо на линию. Затем стали уходить из депо другие четырехвагонные составы. В этот день на линии работало 12 двухсекционных (четырехвагонных) составов — всего 48 вагонов типа «А».

В 1937 году было принято решение усовершенствовать вагоны типа «А» и дать новой модификации индекс «Б». Вагоны этого типа имели массогабаритные, эксплуатационные и динамические характеристики как и у вагонов типа «А». Новый вагон отличался улучшенной вентиляцией (изменился порядок размещения и количество черпаков на крыше вагона), применением аварийного освещения и сигнализацией закрытия дверей. Кроме того, их отличало наличие аккумуляторной батареи для питания цепей управления обоих вагонов секции и токоприемников у прицепных вагонов секции. Был применен отечественный кран машиниста. Были также несколько изменены параметры резисторов.

В середине 50-х годов, из-за необходимости внедрения реостатного торможения, было принято решение модифицировать вагоны типа «Б», к концу 50-х — началу 60-х годов такую же модификацию получили и вагоны «А». После этого вагонам были даны индексы «Бм» и «Ам» соответственно.

Технические характеристики вагонов «А» («Ам»), «Б» («Бм»)

Года выпуска

1934 — 1939

Годы пассажирской эксплуатации

1935 — 1975

Места для сидения пассажиров

44

Вместимость вагона при 4,5 чел/кв.м

164

Вместимость вагона при 8 чел/кв.м

264

Конструктивная скорость, км/ч

65

Ускорение при разгоне среднее, м/с

0,8

Замедление при экстренном торможении, м/с2

0,8

Габаритные размеры, мм:
- длина по автосцепкам
- ширина вагона
- высота вагона


18910
2700
3700

Масса вагона, т

51,7 + 36,3

Масса пассажиров при максимальной загрузке, т

20

База вагона, мм

12400

База тележки, мм

2500

Количество тележек

2

Тип тягового двигателя

ДМП-151

Тип тягового привода

Постоянный

Мощность двигателя (моторный+прицепной), кВт

4×153

Масса двигателя, кг

2340

Количество колесных пар

4

Диаметр колес, мм

900

Передаточное число редуктора

3,88