Версия сайта 2.0

О метрополитене
Схема метро
Схема метро
Электродепо «Красная Пресня»
выбрать

выбрать

Введено в эксплуатацию: 1 апреля 1954 года.
Обслуживает маршруты: № 01-32 Кольцевой линии.
Эксплуатируются вагоны типа: 81-740.4/741.4 («Русич»)
Адрес: Ходынская улица, дом 3 (ст. «Улица 1905 года»)

   Название московского района Красная Пресня ассоциируется с революционными событиями начала ХХ века и трудовыми традициями пролетариата. Это название получило и электродепо «Красная Пресня», построенное для обслуживания Кольцевой линии Московского метрополитена.
   Строительство Большого Кольца – именно так изначально называлась Кольцевая линия - началось во время Великой Отечественной войны после открытия в 1943–44 годах линий третьей очереди Московского метрополитена «Курская» – «Измайловский парк» и «Театральная» – «Автозаводская». В трудные послевоенные годы – годы восстановления разрушенного войной Народного хозяйства все острее ощущалась необходимость связать между собой столичные вокзалы и разгрузить центральные пересадочные узлы. Эту задачу и должна была решить Кольцевая линия.
   Первый участок линии от станции «Курская» до станции «Парк культуры» протяженностью 6,5 км был принят в эксплуатацию 1 января 1950 года. Обслуживать кольцо было поручено электродепо «Сокол», куда поступили новые вагоны типа Г. 30 января 1952 года с пуском участка от «Курской» до «Белорусской» новая линия стала длиннее на 7 километров. Замкнулось Большое Кольцо 14 марта 1954 года, когда вступил в строй участок от станции «Белорусская» до станции «Парк культуры». Длина линии составила 19,4 км. Несколькими днями раньше – 9 марта 1954 года в еще строящееся депо «Красная Пресня» зашли первые поезда.
   Через три недели - 1 апреля 1954 года - электродепо «Красная Пресня» было принято в эксплуатацию и в него передали все поезда работавшие на Кольцевой линии. В новое электродепо направлялись наиболее подготовленные, квалифицированные специалисты электродепо «Сокол». Еще бы, ведь линия соединила между собой столичные вокзалы, которые по праву считают воротами столицы. По аналогии Кольцевая линия – парадный вход в Москву.
     Статус линии, да и само название депо – «Красная «Пресня» обязывали ко многому! Очень быстро молодой коллектив стал одним из лучших на метрополитене. Впервые в 1956 году в поездах метрополитена на Кольцевой линии стали объявлять остановки. Одновременно составы оборудовали радиосвязью с диспетчером.
   1 мая 1958 года вступила в строй новая Рижская линия Московского метрополитена, связавшая станции «Проспект Мира» и «ВДНХ». Новый радиус поручили обслуживать краснопресненцам. Составы новой линии электродепо «Красная Пресня» обслуживало до 31 декабря 1971 года, когда с завершением строительства участка «Проспект мира» – «Китай-Город» был образован Калужско-Рижский диаметр. Его стало обслуживать электродепо «Калужское».
   10 февраля 1973 года из электродепо «Красная Пресня» на Кольцевую линию вышел поезд, управляемый одним машинистом. Ему помогала умная техника – система автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости (АЛС–АРС). С этого момента начинается перевод управления поездами Кольцевой линии, а затем и других линий Московского метрополитена в одно лицо.
   Одновременно с началом массового оборудования составов АЛС–АРС с переводом управления поездами в одно лицо была решена важнейшая проблема качества обслуживания пассажиров. Не все помощники машинистов, объявлявшие тогда остановки, обладали хорошей дикцией. Порой пассажиры с трудом разбирали, какая станция следующая. В дополнение к новой системе безопасности движения, составы, управляемые одним машинистом, были оснащены автоинформаторами – магнитофонами для объявления станций. В вагонах Московского метрополитена впервые зазвучали хорошо поставленные голоса профессиональных дикторов.

   Машинист метрополитена – профессия особая. Требует постоянного внимания от человека управляющего подземным экспрессом. График движения, рассчитанный до секунды, учитывает все: время движения по перегону, продолжительность стоянки поезда на станциях. И все это указывается в секундах. Иначе не обеспечить минимальные интервалы движения и четкую работу линии. Свою специфику имеет и работа на Кольцевой линии. Все 12 станций этой линии – пересадочные. Людские потоки не затихают здесь в течение всего дня.
   Для того, что бы поезд вышел на линию, свою работу должен выполнить большой коллектив специалистов – ремонтников: слесарей, электриков, мастеров, осмотрщиков. На конечный результат работает каждый и от труда каждого зависит работа линии. Второстепенных специальностей на метрополитене просто нет. За высокие показатели в работе коллектив депо был удостоен звания – «Коллектив высокой технической культуры производства».
   10 августа 1972 года коллективу электродепо «Красная Пресня» было присвоено звание «Предприятие Коммунистического труда». Сегодня эти подзабытые слова кажутся наивными, а ведь они говорили да и сегодня говорят об очень многом. Для получения высокого звания коллектив должен был постоянно работать на совесть, добиваясь стабильно высоких производственных показателей. Для метрополитена главные показатели – обеспечение безопасной перевозки пассажиров в соответствии с графиком движения.
   Краснопресненскую линию, первая очередь которой от станции «Баррикадная» до станции «Октябрьское поле» вступила в строй 1 января 1973 года, электродепо «Красная Пресня» обслуживало до конца 1975 года, когда завершилось строительство Таганско-Краснопресненского диаметра и было введено в эксплуатацию электродепо «Планерное». Непосвященному кажется, что в этом нет ничего особенного. Подумаешь – две линии, к тому же не очень длинные, обслуживать. Однако это весьма нелегкая задача и требует четкой организации работы коллектива электродепо. Ведь для обслуживания новой линии нужно подготовить составы, обучить машинистов, решить еще множество других нелегких технических и организационных задач.

   В 1971 году специалисты Московского метрополитена начали активно помогать в подготовке к пуску первой очереди метрополитена Праги. Было принято решение о поставке в братскую республику наших метровагонов. При активном участии работников Московского метрополитена с учетом местных особенностей были составлены технические требования на вагоны для Пражского метрополитена, обозначившие необходимость разработки нового типа отечественного подвижного состава. В начале 1973 года опытный состав типа Ечс (тип Е, разработанный для Чехословакии) прошел эксплутационные испытания в электродепо «Красная Пресня». Выбор не был случайным. Здесь уже эксплуатировались самые современные отечественные технические системы, в том числе и система АЛС–АРС, которые монтировались и в строящемся метрополитене Праги. В работе по испытанию новых вагонов принимал участие весь коллектив депо. По их результатам конструкция вагонов была доработана. Она оказалась настолько удачной, что в 1973 году начинаются их поставки не только в Прагу, но и под обозначением Еж3 на все метрополитены Советского Союза. Электродепо «Красная Пресня» первым получило, освоило и ввело в эксплуатацию новые серийные составы Еж3 для обслуживания Краснопресненской линии. Эти поезда работают на Таганско-Краснопресненской линии и сегодня. Тогда же в электродепо готовились к эксплуатации новые вагоны для строящегося Харьковского метрополитена. Поскольку Мытищинский машиностроительный завод в то время еще не освоил монтаж бортовых устройств АЛС–АРС на вновь выпускаемые вагоны, то эта работа была выполнена силами специалистов электродепо «Красная Пресня».
   В ноябре 1973 года в Прагу для помощи в подготовке к эксплуатации и организации технического обслуживания подвижного состава готовящегося к открытию метрополитена прибыл большой коллектив советских специалистов – работников Мытищинского машиностроительного завода, завода «Динамо», Служб Московского метрополитена и электродепо «Красная Пресня». Эта группа работала в столице Чехословакии вплоть до открытия метро. Одновременно в депо получали практические навыки управления поездами первые машинисты Пражского метрополитена.
   В 1974 году в электродепо «Красная Пресня» поступили принципиально новые метровагоны типа И, созданные на Мытищинском машиностроительном заводе. Работа по испытанию этих вагонов, заложивших техническую основу для создания современных типов отечественных метровагонов, продолжалась на линиях Московского метрополитена более 10 лет. Вагонам типа И не суждено было перевозить пассажиров метрополитена, но эти необычные бочкообразные составы сыграли большую роль в развитии отечественного метровагоностроения. Многие технические решения, впервые примененные на этих вагонах, сегодня используются на серийных и перспективных метропоездах. Благодаря опыту создания и испытаний вагонов типа И позже был создан новый тип отечественного метропоезда «Яуза». Эти вагоны также испытывались в электродепо «Красная Пресня». В июле 1998 года новый метропоезд «Яуза» перевез первых пассажиров по Люблинской линии Московского метрополитена. «Яуза» стала родоначальником целого семейства отечественного пассажирского подвижного состава, который сегодня эксплуатируется не только на метрополитенах, но и на железных дорогах, в том числе и за рубежом – в Венгрии и Чехословакии.
   Помимо перспективных типов подвижного состава в электродепо «Красная Пресня» проходили испытания и новые вагоны, призванные заменить морально устаревшие поезда. В 1977 году в депо для эксплутационных испытаний поступил шестивагонный состав, покрашенный в непривычный желтый цвет, за что его тут же окрестили «канарейкой». Скоро «канарейка» перевезла первых пассажиров. Ее появление на Кольцевой линии стало сенсацией. Еще бы: повышенная вместимость нового поезда, промежуточные вагоны без кабин управления, люминесцентное освещение пассажирских салонов привлекали к себе повышенное внимание практически всех пассажиров. По результатам опытной эксплуатации в электродепо «Красная Пресня» в конструкцию вагонов было внесено более 100 усовершенствований, после чего в 1978 году началось их серийное производство. Этому предшествовало одно любопытное событие. Много споров вызывала непривычная окраска вагонов. Часть вагонов «канареечного» состава была перекрашена в разные цвета: розовый, зеленый, синий. Для принятия окончательного решения после целого научного исследования в депо приехала комиссия МПС. Остановились на синей окраске с белой полосой на подоконном поясе.
   Сегодня эти «полосатые» вагоны являются основой парка не только Московского, но и многих других метрополитенов, в том числе и зарубежных. А тогда, в конце 70-х, краснопресненцы не только первыми осваивали их эксплуатацию, но и помогали в этой работе другим. Силами электродепо «Красная Пресня» были приняты в эксплуатацию новые составы для Калининской и Серпуховской линий, а так же для готовящихся к открытию Ташкентского, Ереванского и Минского метрополитенов. Подготовка к открытию новых участков подземных магистралей к этому времени стала для коллектива депо святой обязанностью наравне с обеспечением перевозки пассажиров по Кольцевой линии.
   Каждый коллектив Московского метрополитена гордится своими династиями. Большинство, пришедших на метрополитен, остаются здесь работать на всю жизнь – от добра добра не ищут. Сегодня трудовую эстафету тех, кто когда-то начинал писать славную трудовую историю электродепо «Красная Пресня» продолжают их дети и внуки.