Версия сайта 2.0

О метрополитене
Схема метро
Схема метро
Служба тоннельных сооружений

Служба тоннельных сооружений занимается эксплуатацией и ремонтом перегонных тоннелей, станций и наземных сооружений. Под нашей опекой 11 линий общей протяженностью 789 километров, 195 станционных комплексов, 304 вестибюля и 7 мостов с эстакадами. Более 2 тысяч сотрудников службы ежедневно заняты на промывке тоннелей и дренажных систем и ликвидации протечек; моют облицовку станций, красят, белят и ухаживают за лепниной и мозаикой. Одна из самых ответственных и трудоёмких работ — реставрация станций — памятников культуры. Все основные работы здесь выполняются ночью, после закрытия станций и снятия напряжения с контактного рельса.
На сотрудниках лежит обязанность по ремонту и замене стекол павильонов и стеклометаллических дверей, удалению граффити с наземных сооружений. Каждый день и каждую ночь сотрудники Службы тоннельных сооружений работают для того, чтобы когда над Москвой взойдёт солнце и первые пассажиры спустятся в метро, они были уверены в том, что безопасно доберутся в любой конец города, а Московский метрополитен по-прежнему остаётся самым надёжным и красивым в мире!

Служба тоннельных сооружений образовалась как самостоятельная единица в мае 1943 года, выделившись из Службы Пути и Сооружений. До марта 1952 года имела название Служба Сооружений и Сантехники. После образования  Санитарно-технической службы, Служба Сооружений и Сантехники стала называться Службой тоннельных сооружений на основании приказа от 8 марта 1952 года, утвержденного начальником Московского метрополитена.

Служба тоннельных сооружений осуществляет эксплуатацию и ремонт  тоннельных сооружений, станций и наземных сооружений, реконструкцию основных фондов за счет средств метрополитена, а также занимается подсобно-вспомогательной деятельностью.

Эксплуатацией сооружений занимаются 8 дистанций, которые насчитывают 56 околотков. Кроме этого, в Службе имеются дистанция капитального ремонта, производственные мастерские, пункт восстановительных средств, участок геодезическо-маркшейдерских работ, тоннельно-обследовательская испытательная станция.

Подразделения Службы, их структура и назначение

Аппарат службы состоит из функциональных отделов (кадров, производственно-технического, планового, бухгалтерии, геогруппы, отдела механизации).

Дистанции Службы обеспечивают эксплуатационную надежность и долговечность сооружений метрополитена в процессе эксплуатации. Дистанции делятся на околотки, протяженность которых составляет до 12 км с несколькими станциями. Границы околотка определяются приказом начальника Службы. Кроме эксплуатации подземных сооружений, дистанции поручается содержание наземных вестибюлей, киосков, инженерных корпусов и примыкающих к подземным вестибюлям подходных переходов с выходами на поверхность. Дистанцию возглавляет начальник дистанции. В состав инженерно-технических работников дистанции входят, кроме начальника дистанции заместитель начальника дистанции, старший мастер, и техник. Для обеспечения нормального состояния сооружений дистанция руководствуется технической и нормативной документацией.

Околотки дистанции занимаются текущим содержанием и ремонтом сооружений метрополитена. К текущему ремонту и уходу за тоннельными сооружениями относятся следующие основные работы: ликвидация отдельных течей в швах тоннельной обделки, в болтовых и пробковых отверстиях, влияющих на безопасность движения поездов, а также течей появившихся в результате дефектов тоннельной обделки, отвод течей; промывка тоннелей и дренажных систем; уход за различными видами облицовок из искусственного и естественного материала; побелка, покраска, уход за оштукатуренными поверхностями, лепниной, художественными изделиями, водоотводящими зонтами, дверями. Текущее содержание осуществляется работниками следующих специальностей: дренажники, тоннельные рабочие по уходу и ремонту, маляры, штукатуры, слесари.

Служба выполняет работы по капитальному ремонту сооружений силами Дистанции капитального ремонта, а также с привлечением подрядных организаций. Реконструкция сооружений выполняется силами подрядных организаций.

Кроме этого, содержание искусственных сооружений предусматривает надзор за сооружениями. Надзор за состоянием искусственных сооружений метрополитена представляет собой систему осмотров, наблюдений и оьследований с целью выявления и предупреждения неисправностей, дефектов и расстройств как отдельных конструкций, так и сооружений в целом. Надзор осуществляют обходчики сооружений, мастера, помощники мастеров, руководители дистанций и Службы и тоннельно-обследовательская испытательная станция.

Тоннельно-обследовательская испытательная станция (ТОИС) Главного управления метрополитенов
организована при Московском метрополитене в соответствии с указанием Министерства путей сообщения от 29 июня 1978 г. №Д-21510.
После ликвидации Главного управления метрополитена Указанием №323 от 21.06.1994 г. ТОИС была переведена в Службу тоннельных сооружений Московского метрополитена.

Основные сооружения метрополитена представляют сложные многофункциональные инженерные комплексы, надежность и долговечность которых является важнейшим условием безопасной и бесперебойной эксплуатации линий метрополитена.
В процессе эксплуатации необходимо знать и периодически проверять техническое состояние тоннельных сооружений в целях предупреждения развития дефектов и расстройств в конструкциях и своевременного принятия мер по их ликвидации.

На ТОИС в соответствии с «Положением» возложены следующие функции:
- проведение обследований и осуществление периодического контроля технического состояния и текущего содержания эксплуатируемых искусственных сооружений (тоннели, станционные комплексы, мосты и др.) метрополитена в соответствии с требованиями нормативных документов, ПТЭ и действующих на метрополитене инструкций;
- проведение обследований искусственных сооружений пусковых участков строительства новых линий метрополитена и проверки их соответствия требованиям проекта, СНиПов, нормативных документов, ПТЭ и действующих на метрополитене инструкций;
- осуществление технического надзора за строительством и реконструкцией особо сложных объектов метрополитена и контроль за производством работ на городских объектах, сооружаемых в технической зоне метрополитена.

При проведении обследовательских работ для установления фактического состояния сооружений осуществляется диагностика технического состояния конструкций с использованием сертифицированных приборов и оборудования неразрушающего метода контроля.

Обследовательские работы производятся в соответствии с действующей «Методикой комплексного обследования состояния строительных конструкций сооружений метрополитена « 2006 г., разработанной филиалом ОАО ЦНИИС НИЦ «Тоннели и метрополитены» и согласованной Московским метрополитеном. В отчете на основании полученных материалов и их анализа приводится категория технического состояния участка линии или отдельного сооружения с рекомендациями по включению в план реконструкции, капитального ремонта или текущего ремонта.

Отдел механизации осуществляет:
1. Контроль наличия электроинструмента и оборудования, находящегося на балансе подразделений Службы в соответствии с табелем оснащенности околотков текущего содержания.
2. Ежегодное составление планов, заказных спецификаций, заявок в СМТС, контроль поставки, распределения по подразделениям механизмов и оборудования и предоставление ежемесячного отчета о ходе выполнения плана по техническому перевооружению за счет средств метрополитена техническому отделу метрополитена.
3. Ежеквартально составление планов, заявок в СМТС, контроль поставки и распределения по подразделениям оборудования, приобретаемого за счет материальных активов.
4. Организация проведения технического обслуживания, ремонта и технического освидетельствования эксплуатируемого оборудования.
5. Участие в испытаниях нестандартного оборудования после его изготовления и ремонта.
6. Ежеквартальное проведение производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов (грузоподъемных механизмов, грузозахватных приспособлений, тары, сосудов, работающих под давлением), оформление актов, журналов и прочей документации.

Геодезическо-маркшейдерская группа (геогруппа)

Тоннельные сооружения в своем большинстве (станционные, пересадочные узлы, камеры съездов и т. п.) представляют сложные инженерные комплексы, надежность и долговечность которых является важнейшим условием бесперебойной и эффективной эксплуатации метрополитенов.
Геогруппа на Московском метрополитене была образована 29 июля 1935 г. в количестве 30 человек в целях инструментального контроля за путями, тоннельными сооружениями и станциями. С тех пор статус геогруппы не пересматривался.
При реорганизации Службы Пути и сооружений в 1943 г., геогруппа была разделена на две части. Одна часть была передана в Службу пути, другая – в Службу сооружений и сантехники.

На геогруппу возложены, согласно инструкциям, следующие обязанности:
1. Наблюдение за искусственными сооружениями:
- сплошное нивелирование (2 класс) по путейским реперам для определения общей деформации тоннелей
- определение элиптичности колец тоннельных обделок круглого очертания и определение перекосов в обделках прямоугольного очертания, согласно выдаваемым заданиям
- наблюдение за осадками вестибюлей и других наземных сооружений метрополитена
- предупреждение появления негабаритных мест тоннелей для обеспечения безопасности движения
- слежение за соответствием ГОСТу габаритов приближения строений, оборудования метрополитена
- контроль за деформациями и осадками тоннелей в районах производства работ сторонними организациями.
2. Контроль учета объемов выполненных работ строительными организациями на объектах метрополитена.
3. Замерочные работы на объектах метрополитена.
4. Разбивочные работы при выполнении на метрополитене строительных работ хозяйственным способом.
5. Нивелирование направляющих эскалаторов по заявкам Эскалаторной Службы.
6. Геодезическо-маркшейдерские работы по заявкам дистанций (съемка ситуации и вычерчивание ее, вынос на поверхность демонтажных люков, нивелирование 2 и 3 класса).
7. Совместно с геодезическо-маркшейдерской станцией Службы пути производится приемка в эксплуатацию новых участков метрополитена.
8. Приемку по акту выноса на поверхность контуров сооружений метрополитена специализированными организациями.
9. Камеральная обработка геодезических измерений.