Версия сайта 2.0

Пресс-служба
Схема метро
Схема метро
Конкурс "История Московского метрополитена". Итоги второго тура
выбрать

   Второй тур конкурса "История Московского метрополитена" завершен!
   В нем приняло участие 9 человек.

Имя участника
(в порядке поступления ответов)

Баллы

Владимир Свириденков (vlad@mol...)

(1+1+1,01+1,02+1,03+1+1,01+1,01+1,01+1,01) = 10,10

Юрий (yuap@poc...)

(1+0+1,01+1,01+1,03+1+0,51+0,95+1+1,01) = 8,52

Пономаренко Андрей (1cv7@lis...)

(1+0+1,01+1,01+1,03+1+0,51+0,95+1+1,01) = 8,52

Алексей Зайцев (inet_hse@mai...)

(1,01+1+1+1,01+1,01+1,01+1,02+0,95+1,01+1,01) = 10,03

Андрей Суриков (sura_pitersky@mai...)

(0+0+0+1+1+1+1+1+1+1) = 7,00

ОЛЕГ МАКУШЕВ (makol2003@mai...)

(1+0+1,01+1,01+1+1,01+0,51+1+1,03+0,51) = 8,08

Андрей (andzis@mym...)

(1,01+0+1,01+1+1+1,01+1,01+1+1+0,5) = 8,54

schmurz (schmurz@mai...)

(1,01+0+1,01+1+1,01+1,02+1+1+1,02+1,02) = 9,09

Тимур Канчурин (dianadomboxxx@mtu...)

(1+0+0+1+0+0+0,5+0,5+1+0,5) = 4,50


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. На каком участке первой очереди Московского метрополитена был применен новый способ сооружения тоннеля, получивший название "московского"?
   Впервые полузакрытый или траншейный способ сооружения тоннеля, получивший название "московского", был применен на Арбатском радиусе первой очереди строительства Московского метрополитена на участке от Арбатской площади до Смоленской площади (от станции "Арбатская" до станции "Смоленская"). Всего таким способом было сооружено 3251 погонных метров тоннеля первой очереди (около 20% общего протяжения трассы).
   Суть траншейного метода состоит в том, что сначала в боковых траншеях возводятся стены, затем поверх стен и грунта бетонируется перекрытие, из-под него производится выемка всей толщи земли вплоть до лотковой части сооружения. Таким образом, тоннель строится как бы сверху вниз, и перекрытие возводится раньше, чем лотковая часть.

2. Когда было принято решение о создании Управления Московского метрополитена?
   Решение о создании Управления Московского метрополитена было принято Наркоматом путей сообщения и Московским советом в октябре 1934 года.
   Создано Управление Московского метрополитена было 29 ноября 1934 года при Президиуме Городского Исполнительного комитета и Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

3. Когда было закончено строительство тоннелей первой очереди Московского метрополитена?
   Сооружение тоннелей (именно тоннелей) первой очереди было завершено в ноябре 1934 года. Последняя сбойка произошла под площадью Дзержинского (сейчас - Лубянская площадь). Всего было сооружено 16,8 км тоннелей.

4. При строительстве какого перегона Московского метрополитена были впервые применены проходческие щиты?
   Впервые щитовая проходка была применена из-за чрезвычайно сложной гидрогеологии при строительстве перегона от станции "Охотный ряд" до станции "Дзержинская" (сейчас - "Лубянка").

5. Кто был производителем проходческих щитов, работавших на сооружении первой очереди Московского метрополитена? На каком из щитов была достигнута максимальная производительность?
   При сооружении первой очереди Московского метрополитена работало 2 проходческих щита. Первым начал проходку щит английской фирмы "Markham" (Маркхем). По мере получения элементов и чертежей английского щита, аналогичный щит был заказан тресту "Союзстальмост". Ряд агрегатов и устройств на советском щите были модифицированы по сравнению с английским прообразом. В частности - советский щит был полностью электрифицирован, а английский работал на пневмогидравлике. В производстве отечественного щита участвовали заводы "Серп и Молот", "Красный гидропресс" и многие другие.
   На английском щите работала бригада Николая Краевского, которая сразу установила рекорд смены 1 метр 19 сантиметров (несмотря на то, что английские эксперты считали, что суточная скорость проходки их щита не может превышать 0,75 метра). Советский щит прошел 1 метр 25 сантиметров (на нем работала бригада Николая Лушника). Потом скорости перекрывались и той и другой бригадами. Но отечественная техника все-таки побеждала! В итоге - английский щит за 213 рабочих дней прошел 460 метров, (средняя скорость проходки составила 2,16 метра в сутки), то советский щит за 181 день осуществил проходку 428 метров тоннеля (2,37 метра в сутки).

6. Назовите имя и фамилию машиниста Московского метрополитена, получившего удостоверение №1.
   30 декабря 1934 года в одном из помещений Северного электродепо собралась на свое заседание первая экзаменационная комиссия, дававшая права на управление поездами метрополитена. Комиссия оформила первое свидетельство: «Выдано гражданину Иванову Ивану Ивановичу в том, что он имеет право самостоятельного управления электропоездами моторовагонной тяги метрополитена".

7. Кто провел первый поезд Московского метрополитена и когда произошло это событие?
   15 октября 1934 года в 20 часов 15 минут первый поезд вышел из Северного электродепо, вошел в тоннель и проследовал до станции "Комсомольская". Его вел инженер завода «Динамо» М.Н.Шполянский.

8. Когда поезд Московского метрополитена впервые прошел по всей линии?
   Первый поезд прошел по всей трассе от станции "Сокольники" до станции "Парк культуры" и по ответвлению до станции "Смоленская" (сегодня - участок Филевской линии) 5 февраля 1935 года. В свой первый рейс поезд отправился в 0 часов 50 минут, во второй - в 4 час 30 минут.

9. На какой станции первой очереди центральный зал был раскрыт, вопреки опасениям международных экспертов?
   Когда заканчивалась выемка ядра из двух крайних путевых тоннелей и начиналась проходка центрального, американский инженер Джордж Морган, курировавший строительство, заявил, что прочность пилонов, поддерживающих своды, недостаточна. Морган предлагал не раскрывать центральный свод на станции "Красные ворота", по его мнению, не было никакой гарантии, что давление породы не раздавит его и не погубит всего сооружения. Однако по настоянию начальника строительства И.Д.Гоцеридзе станция была все-таки построена трехсводчатой.

10. Назовите производителей первого отечественного эскалатора. Когда прошло его первое испытание?
   В феврале 1934 года Метрострой заключил договоры с трестом "Стальмост" на изготовление ленинградским заводом «Красный металлист» 18 эскалаторов (типа Э1-Н-30) и московским заводом «Подъемные машины» - 6 эскалаторов ( типа Э1-Н-10).
   В Ленинграде отдельные части эскалатора изготовляли следующие заводы: Кировский, «Большевик», имени Свердлова, имени Сталина, «Электросила», «Русский дизель», «Пневматика», имени Карла Маркса, «Северная верфь», «Промтехника», деревообделочная фабрика имени Халтурина и другие. В Москве заказы выполняли завод Стальмоста в Перове, деревообделочная Красносельская фабрика, заводы имени Буденного и «Красный блок».
   Через три месяца со дня утверждения проектов, 8 октября 1934 года, во дворе завода "Подъемные машины" на специально сооруженном стенде состоялись испытания первого работающего эскалатора. Проверяли механическую и электрическую части эскалатора, взаимодействие всех узлов, приспособления для безопасности движения пассажиров. Московский комитет постановил, что лестницы должны приqти в движение к окончанию Всесоюзного съезда советов. Утром 6 февраля 1935 года на движущиеся эскалаторы ступили первые наши гости — делегаты Всесоюзного съезда.