Версия сайта 2.0

Пресс-служба
Схема метро
Схема метро
70 лет Московскому метрополитену

Большинство пассажиров, путешествующих по Сокольнической линии, наверное, даже и не задумываются о том, что тоннели и станции на участке от «Сокольников» до «Парка культуры» — особое место в метро. Пускай уже количество станций Московского метро приближается к двумстам, но именно эти многотонные конструкции, мраморные стены, чугунные тюбинги тоннелей навсегда останутся в истории как самая ответственная, самая сложная часть строительства нашего метро, просто потому, что она — первая.

70 лет прошло с того момента, как первый поезд с пассажирами отправился в путешествие под Москвой. Сейчас, переосмыслив прошлое, многие специалисты говорят, что строительство метрополитена в Москве, несмотря ни на что: на трудности, на отсутствие опыта, на убеждение иностранных специалистов из разряда «даже и не пытайтесь», во многом было большой авантюрой всесоюзного масштаба. Однако, благодаря труду армии советских добровольцев, благодаря всемерной поддержке от государства, метро в Москве все-таки появилось. И люди с отбойными молотками в руках вгрызавшиеся в породу, разве что в мечтах представляли себе, какое великое дело они начинают делать, как преобразятся и разростутся эти первые подземные километры, с боем отвоеванные у сложной московской породы.

По доброй традиции у нас в стране всегда масштабно отмечают юбилейные даты. Юбилей, кроме прочего, это возможность напомнить современникам о том, «как это было». Перед Московским метро стояла непростая задача: как восстановить историческую обстановку наиболее точно, как погрузить в атмосферу метрополитена 30-х годов современных пассажиров? Было решено 15 мая 2005 года, спустя ровно 70 лет, день в день, реконструировать ТОТ праздник. Благо, что «декорации» остались прежними: станция «Сокольники», с которой отправился первый состав в мае 35-го, до сих пор в первозданном виде работает и служит пассажирам.

Для реализации идеи была проведена большая и кропотливая работа, тщательно исследованы все материалы об открытии метро в 1935 году: фотографии, публикации того времени, расспрошены ветераны метрополитена. Затем началось оформление станции, подготовка костюмов, печать плакатов, аналогичных тем, которые украшали станцию «Сокольники» во время открытия первой очереди метро.

15 мая 2005 года всех пассажиров станции «Сокольники» и просто прохожих еще на улице, у вестибюля, встречали продавцы газет, лоточники с баранками, милиция — конная и пешая, причем все — в костюмах 30-х годов, специально заказанных на «Мосфильме». «Вечерняя Москва» к празднику выпустила два интересных газетных номера, которые раздавались желающим: во-первых, переиздала уникальный выпуск 14 мая 1935 года, во-вторых, сделала современный, красочный «спецвыпуск» к 70-летнему юбилею метрополитена.

Сюрпризы продолжились и под землей, на самой станции. В ее оформлении пассажиры и гости увидели указатели, правила пользования метрополитеном тех лет, плакаты и портреты руководителей СССР, аналогичные располагавшимся на станции «Сокольники» 15 мая 1935 года. Все работники станции были одеты в метрополитеновскую форму первого образца.

По архивной фотографии 30-х годов был восстановлен буфет, стилизованный под первый вагон метро, который располагался в то время в Парке культуры и отдыха им. Горького. Причем, в день праздника, посетителям буфета предлагали абсолютно тот же ассортимент товаров, что и в середине 30-х годов прошлого столетия.

Финальной частью мероприятия, «гвоздем программы», стал юбилейный поезд «70 лет Московскому метрополитену», специально подготовленный к празднику и торжественно вышедший в свой первый рейс из электродепо «Северное» — первого депо Московского метрополитена. В поезде отсутствовала реклама, салон был оформлен плакатами с богатой метрополитеновской историей. Управлявший этим составом машинист был в такой же форме, как и первый машинист Московского метро.

Конечно, юбилей был бы менее ярок без соответствующего антуража и тщательной реконструкции событий, но самое главное, что было в тот день — это улыбки и искренняя радость участников праздника: ветеранов метрополитена, пассажиров, работников нынешнего метро и просто случайных прохожих, заглянувших на станцию в этот майский день.

Юбилейный год отмечали не только 15 мая в «Сокольниках». 12 мая на станции «Красные ворота» прошло торжественное гашение блока юбилейных марок, выпущенных к 70-летию Московского метрополитена. На церемонии присутствовали представители Министерства транспорта, Министерства информационных технологий и связи, Правительства Москвы и Московского метрополитена.

Кроме этого, Центральным банком России была выпущена юбилейная серебряная монета достоинством 3 рубля.

С 14 мая по 14 июня в Политехническом музее прошла выставка «Наше метро». На ней были представлены действующие макеты разных технических систем, которые обычно скрыты от глаз пассажиров: поездные радиоинформаторы — старый пленочный и новый цифровой, система диспетчерского контроля, автоматизированная система обнаружения и тушения пожара. Любой посетитель выставки мог пройти предрейсовый медицинский контроль, аналогичный тому, который проходят машинисты для допуска к управлению составом. Кроме этого, в музее были представлены уникальные фотографии и архивные материалы — от первых проектов метро в Москве до наших дней.