Версия сайта 2.0

Схема метро
Схема метро
Схема метро
Новокузнецкая

Дата открытия: 20.11.1943
Открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на действующем участке "Театральная" — "Автозаводская"
(С 01.01.1943 поезда на уже действующем участке "Театральная" — "Автозаводская" проследовали эту станцию без остановки).
Сталинская премия 1-ой степени (1946).
Проектное название: Клементовский переулок
Название станции первоначально писалось через дефис: "Ново-Кузнецкая"
Проект переименования: Замоскворечье (1992)

Конструкция станции
- пилонная трехсводчатая глубокого заложения
Построена по типовому проекту.

Архитекторы:
И.Г.Таранов, Н.А.Быкова
Архитекторы вестибюля: В.Г.Гельфрейх, И.Е.Рожин, при участии Г.С.Тосунова и Л.А.Шагуриной
Инженер-конструктор: М.Семиз

Внутренний интерьер станции богат элементами художественного оформления. В архитектурном оформлении станции нашла яркое воплощение тема творческой силы и мощи советского народа, его замечательных побед на фронте и в тылу в годы Великой Отечественной войны. Периметр эскалаторной арки украшен бронзовой скульптурной вставкой работы скульптора Н.В.Томского. В центре ее - щит в обрамлении знамен, оружия и лавровых венков. На щите надпись: "Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны". Свод и пилоны отделаны прохоро-баландинским мрамором и украшены барельефами (скульпторы Н.В.Томский, А.Е.Зеленский, С.Л.Рабинович, Н.М.Штамм).

Потолочный фриз средней части посадочного зала изображает эпизоды боевых операций. Семь смальтовых панно, расположенных напротив каждого из проходов к платформам, рассказывают о труде советских людей в тылу. Панно были изготовлены в Ленинграде в дни блокады художником В.А.Фроловым (по эскизам А.А.Дейнеки) и после его гибели вывезены из осажденного города моряками Ладожской флотилии. Под каждым панно находится изящный бронзовый торшер со светильником, освещающим художественную композицию.

В южном торце центрального зала находилось мраморное мозаичное панно работы Б.В.Покровского «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков». В 1970 году центральный зал был удлинен (пилоны этой части станции отличаются от старых) и в южном его торце был устроен переход на станцию "Третьяковская" (южный зал), а панно было перенесено на площадку перехода.

В 1985 году появился переход из центральной части станции на станцию "Третьяковская" (северный зал), а в 1996 году был сооружён дополнительный переход из южного зала станции "Третьяковская" в южный торец станции "Новокузнецкая".

Наземный вестибюль-ротонда облицован внутри мрамором "уфалей" и украшен барельефами скульптора Г.И.Мотовилова.

Выход в город
через наземный павильон на Пятницкую улицу.



Посмотреть план-схему станции